?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение. Начало здесь.

Для начала нужно немного описать эту сферу, так как если с пониманием содержания экономической сферы жизнедеятельности у большинства людей, в общем, все в порядке, то на вопросы о том, что представляет собой социальная сфера жизнедеятельности большинство людей ответить затрудняется. Собственно, затруднения с ее пониманием испытывают даже главные государственные лица, предлагая привлечь в нее бизнес и создать там  “живительную конкуренцию”. 

Принято считать, что

социальную сферу образуют устойчиво существующие большие группы людей (социальные общности) и те отношения между ними, которые возникают в ходе воспроизводства обществом самого себя. Есть еще определение: совокупность социальной связи, социального взаимодействия и социальных отношений между людьми. Понятного мало, конечно, что в первом, что во втором определении.  

Вообще, к слову, многие гуманитарные науки в этом плане неслабо загоняют. Вместо того, чтобы добиваться интуитивной понятности своих определений, да и вообще предмета своего изучения для большинства людей - они делают так, что большинство людей испытывает предельное отвращение сразу после первого знакомства с ними. Едва лишь взглянув на подобные определения... Есть такое предположение, что люди которые наполняют эти науки, специально пичкают свои труды разной терминологией, стремясь сделать их как можно  малопонятнее для простого смертного весомее в научном отношении. Это глупое и ненужное занятие, наука работает не ради самой себя, а ради всего общества. Какой смысл в существовании научных трудов, которые в состоянии осилить лишь незначительная часть людей (к тому же все более сокращающаяся)?  

Возвращаясь к определениям. По первому определению можно сказать, что раз уж речь идет о сфере деятельности общества, то и определять ее нужно не через отношения, а через деятельность. Также видится, неправильным акцент на социальных общностях. Социальные общности рождаются и умирают, это формы, у них есть свой срок жизни. Сегодня в цивилизованном обществе не получится найти такие социальные общности как род, племя и т.д. Исчезли даже такие огромные социальные общности на которых выстраивались теории общества - исчез пролетариат, исчезло крестьянство и т.д. На протяжении совсем небольшого отрезка времени значительную трансформацию претерпела и претерпевает семья и т.д. Второе определение тоже ясности не добавляет - вместо одного непонятного феномена возникает сразу три. Поэтому, нужно оставить в покое все эти устойчивые общности со связями и попытаться простым человеческим языком объяснить - что же из себя эта сфера деятельности представляет.  

Итак, в самом общем плане социальная сфера жизнедеятельности это деятельность людей направленная на сохранение и воспроизводство общественной жизни. Традиционно к этой сфере причисляют здравоохранение, образование и пенсионное обеспечение. Хотя, например, деятельность органов внутренних дел, вполне можно причислить к социальной. Так как их деятельность тоже направлена на сохранение общественной жизни, только с “обратной” стороны - через недопущение или наказание за антисоциальные действия. Поддержанием и совершенствованием условий в которых протекает общественная жизнь занимается жилищно-коммунальное хозяйство тоже зачастую причисляемое к социальной сфере. Это вызывает сомнения, так как в вышеперечисленных областях люди вступают во взаимодействие друг с другом, а в ЖКХ такого взаимодействия нет.  

             Социальная деятельность, вопреки сложившимся в нашем обществе представлениям, это прерогатива не только государства. Здесь как-раз таки не нужно полностью подчиняться патерналистским настроениям и сидеть на жопе ровно в ожидании помощи целиком полагаться на милость государства. Общественные организации и тем более добровольные объединения простых граждан куда-как мобильнее и динамичнее в плане решения каких-то социальных вопросов локального характера. Тут есть подвижки,  например самоорганизация штаба в Москве по оказанию помощи задержанным во время демонстраций, или практически мгновенная организация волонтерских движений для оказания помощи пострадавшим от наводнения в Краснодарском крае, показывают на освобождение от патерналистских настроений и зарождение разумных социальных отношений. Собственно, в интересах общества, государству не нужно гасить эти инициативы, а нужно поддерживать их, или хотя бы не мешать.  

Однако, это капля в море. В целом общество плывет по течению под воздействием разрушающих его процессов. Осознанного понимания того, что такое социальная деятельность, что такое общество, почему оно должно воспроизводиться и развиваться у людей нет. Общественная жизнь кое-как идет под воздействием традиций и стереотипов, ее сознательное конструирование практически отсутствует. Здравые завоевания советского общества в социальной сфере, такие как общедоступное и качественное образование, разнообразное культурное развитие молодежи, доступная медицина, и др, продолжают стремительно деградировать, а новых завоеваний в этой сфере общество не приобрело. Деньги, материальные ценности прочно заняли место в общественном сознании и заставляют людей добывать их там, где их добывать не нужно. Образование профанируется: за деньги и ради денег люди дают и получают образование, и слабо себе представляют для чего еще оно может понадобиться как не для их зарабатывания. Досуг и обще-культурное развитие детства и юношества все больше приходят в упадок, потому что финансовые потоки обходят эти виды деятельности стороной как бесперспективные. Врачи на госслужбе, будучи поставлены государством в такие условия, что не принимая от пациентов “благодарностей” можно забыть о нормальном существовании, эту благодарность принимают. И похоже, уже даже перестают сомневаться в неправильности таких действий. Если вести речь о частной медицине -  тоже нет никакой уверенности в том, что там тебя именно лечат, а не вытягивают деньги. Органы внутренних дел все больше закрывают глаза на проявления антисоциальных действий: беззаконие власть имущих и имеющих деньги стало уже обыденным явлением. Зацикленность на материальных ценностях среди прочих вмешивается даже в такие могучие феномены, как инстинкт размножения, который люди обуздывают по надуманным во-многом соображениям. И т.д., можно привести еще много примеров деградации социальной сферы.  

Почему так?

 Люди неразумны - это самый общий ответ. Если перейти на более частный уровень то ответ таков - люди не осознают общества и его институтов, представление об этих понятиях  кусочны и обрывочны. При слове “общество” люди не видят в нем себя и своих интересов, поэтому, не возникает  смысла прикладывать свои усилия в этом направлении. Во-многом это происходит по причине неразвитости абстрактного мышления, тяжело управляться с абстрактными понятиями. societyМассовому сознанию нужно что-то конкретное, чтобы зацепиться, вот например, семья. Хотя это тоже абстрактное понятие, семьи в реальности не существует, однако оно не совсем абстрактное, элементы составляющие это понятие (муж, жена, дети) вполне конкретны, их можно пощупать и даже поговорить с ними. Общественному сознанию удалось взять этот барьер, осмыслить это понятие и уложить его в систему ценностей. Легло хорошо и прочно, ценность семьи признает каждый нормальный человек. А вот дальше у подавляющего большинства людей дело пока не идет. Понятие “общество” - это пустой звук практически для каждого, и осмыслять его людям крайне непросто, (это ощущается прямо физически) - здесь уже потрогать нечего и поговорить не с кем, чего-то конкретного связанного с этим понятием нет.  

Вот поэтому, все то, что происходит за пределами круга семьи мало кого интересует.  Деградация социальной сферы с которой люди сталкиваются каждый день – никого не пугает и не заставляет задуматься. Людям кажется что все это пройдет мимо и уж их-то – точно не затронет, или вообще все само собой образуется. Не образуется… И затронет, еще как затронет. Не поможет даже  пистолет под подушкой (чего добиваются активисты легализации огнестрела, думая защитить себя и свою семью от ухудшающейся ситуации в обществе). Неужели для того, чтобы начать думать нужно дождаться прихода уже системных катастроф, которые сполна затронут каждую семью? 

 

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
hippy_end
Apr. 11th, 2013 04:43 pm (UTC)
Очень верное наблюдение - не спасет "пистолет под подушкой". Когда условия ухудшаются надолго - выживают сообща. А этому надо учиться
gennadysmagin
Jul. 16th, 2013 03:10 pm (UTC)
Безусловно, будущее общества лежит в сознательной, научно-плановой организации. По сути это и будет коммунизм. Но это далеко не все, необходимо учесть и объективные законы, по которым экономика сформировалась. Представление о разумной организации в отрыве от этого — утопично. В самом простом представлении, экономика обязана своим существованием концентрации капитала, который возник в виду избытка труда над минимально-необходимым. Т.е. каждый человек стал производить избыток, который концентрировался классово. Соответственно, по другую сторону от тех, кто тысячелетиями формировали классы собственников оказались те, кто эту собственность создают. Три стадии:
1) избыток труда есть, но недостаточно, чтобы общество выделяло его из себя, посему внешняя рабочая сила - рабы
2) избытка достаточно, чтобы общество выделяло его из себя: внутреннее "рабство", крестьянство
3) избытка достаточно для появления свободной наемной рабочей силы, вынужденной продавать себя - капитализм
Конечно, все это сопряжено с самим способом производства, с развитием и разделения труда.
Коммунизм же не просто научно-плановая организация процесса производства, общественного хозяйства, но и такой избыток труда, что делает присвоение и концентрацию капитала бессмысленными. То-есть, изобилие.

Разумное общество невозможно без научного понимания общества. А наука невозможна без выявления объективных законов. На сегодня есть лишь один "сборник" научного обществоведения, раскрывающий объективные законы общественного развития — марксизм. В альтернативу нет даже отдаленно вменяемых гипотез.

"исчез пролетариат" — это почему же? Пролетарий — свободный наемный работник, человек, живущий продажей рабочей силы. Этот класс остается основным классом капиталистического общества. Если Вы имеете в виду промышленного рабочего, то, безусловно, раньше это было преобладающим, но очевидно и то, что с развитием промышленность перепроизводством выталкивает работников в другие сферы.
was_6ornin
Jul. 16th, 2013 05:53 pm (UTC)
Марксизм - ложная теория и законы общественного развития она раскрывает неправильно.
gennadysmagin
Jul. 17th, 2013 04:13 am (UTC)
Нет, не ложная. Хороший ответ?

Марксизм содержит множество теорий, альтернатив им нет. Маркс добросовестно и последовательно (научно) продумал разные вопросы. Будь то теория кризисов, закон стоимости рабочей силы, последовательность и законы, причины смены формаций (что я выше вкратце упомянул), раскрываемые в сфере производства и классов, теория прибавочной стоимости и так далее — они, как теория эволюции объясняет многообразие видов, на сегодня самое последовательное объяснение природы развития общества.

Суть исторического материализма сегодня незыблема, как закономерный переход от идеализма к материализму. Политическая экономия марксизма не имеет опровержений, да и существенного развития нет. А философия диалектического материализма и есть мировоззрение современных, мыслящих людей — учитывающих, применяющих повседневно опыт естествознания и философии.

Edited at 2013-07-17 07:14 am (UTC)
was_6ornin
Jul. 17th, 2013 05:43 pm (UTC)
Ложная, ложная. Не выдержала проверку реальности.
gennadysmagin
Jul. 17th, 2013 10:58 pm (UTC)
Что не выдержало проверку реальности? Что именно? По пунктам, можно?

Если речь о Союзе, так только марксизм и объясняет произошедшее. Ой, Вы же не знакомы с марксизмом. Как Вы можете судить? Верой в свои знания?
was_6ornin
Jul. 18th, 2013 06:54 pm (UTC)
Конечно о Союзе, о чем же еще. Все не выдержало: государство развалилось и утрачивает завоевания во всех сферах общественной деятельности. Общество деградирует и примитивизируется. А от марксизма и марксистов что-то не видно объяснений, и что еще более важно - не видно никаких реальных дейтсвий направленных на изменение ситуации. Что-то не то, видать, с вашим марксизмом.
( 7 comments — Leave a comment )

Общество неразумно

Цикл из 5 статей.

Часть 1. Экономика.
Часть 2. Социальная сфера
Часть 3. Политическая сфера
Часть 4. Духовная сфера
Часть 5. Научная сфера
Заключение

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner